Государственное Учреждение
«Областной центр мониторинга качества образования»
ГУ ОЦМКО Кемеровская область

icon-hot-lineТелефон горячей линии
8 (3842) 58-70-25
Пн - Пт с 8:30 до 17:30



 Общий телефон доверия: 8 (495) 104-68-38
Общая "горячая линия": 8 (495) 984-89-19

Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 2018-2019 учебном году:

  • 5 декабря 2018 года;
  • 6 февраля 2019 года;
  • 8 мая 2019 года.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость
  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

           1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

          3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

          4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

         5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

 

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

 

График информирования о результатах ЕГЭ, подачи и рассмотрения апелляций

в основной период в Кемеровской области в 2018 году

Основной период

Дата экзамена

Экзамен

Сроки обработки экзаменационных работ на региональном уровне

Утверждение результатов ЕГЭ ГЭК Кемеровской области

Официальный день объявления результатов ЕГЭ в Кемеровской области

28.05.2018

география, информатика и ИКТ

29.05-01.06

13.06

15.06

30.05.2018

математика (базовый уровень) (ЕГЭ), математика (ГВЭ)

31.05-02.06

13.06

15.06

01.06.2018

математика (профильный уровень)

02.06-05.06

14.06

18.06

04.06.2018

химия, история

05.06-08.06

18.06

20.06

06.06.2018

русский язык

07.06-12.06

21.06

25.06

09.06.2018

иностранные языки (устно)

10.06-13.06

03.07

05.07

13.06.2018

иностранные языки (устно)

14.06-17.06

03.07

05.07

18.06.2018

иностранные языки (письменно)

19.06-22.06

03.07

05.07

14.06.2018

обществознание

15.06-18.06

27.06

29.06

18.06.2018

биология

19.06-22.06

02.07

04.07

20.06.2018

литература, физика

21.06-24.06

03.07

05.07

22.06.2018

резерв: география, информатика и ИКТ

23.06-25.06

03.07

05.07

25.06.2018

резерв: математика  (базовый уровень), математика (профильный уровень)

26.06-28.06

06.07

10.07

26.06.2018

резерв: русский язык

27.06-29.06

09.07

11.07

27.06.2018

резерв: химия, история, биология

28.06-30.06

09.07

11.07

27.06.2018

резерв: иностранные языки (письменно)

28.06-30.06

10.07

12.07

29.06.2018

резерв: иностранные языки (устно)

30.06-02.07

10.07

12.07

28.06.2018

резерв: литература, физика, обществознание

29.06-01.07

09.07

11.07

02.07.2018

резерв: по всем учебным предметам

03.07-05.07

13.07

17.07

  

2015 - 2016

Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 2015 – 2016 учебном году:

  • 2 декабря 2015 года;
  • 3 февраля 2016 года;
  • 4 мая 2016 года.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.

В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы».

Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.   

«Время»– направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом»– направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь»– направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь»– направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы»– направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Темы итогового сочинения (изложения) 3 февраля 2016:

  • 131 Забвение прошлого губительно для человека?
  • 230 Когда Дом нуждается в защите?
  • 326 Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?
  • 421 Путь к самому себе: взлёты и падения.
  • 524 Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?

Темы итогового сочинения (изложения) 2 декабря 2015:

  • 110 Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
  • 204 Война и дом.
  • 312 Можно ли быть счастливым без любви?
  • 408 Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
  • 511 Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?

 

2014 - 2015

Напоминаем, что дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения):6 мая 2015 года.

 Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся, выпускники прошлых лет подают заявление не позднее чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения): до 22 апреля 2015 года.

 Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования.

 В случае отсутствия у образовательной организации среднего профессионального образования, реализующей образовательные программы среднего общего образования, свидетельства о государственной аккредитации обучающиеся регистрируются в образовательной организации, аккредитованной по образовательной программе среднего общего образования.              

Регистрация выпускников прошлых лет для участия в итоговом сочинении проводится в муниципальных органах управления образованием, осуществляющих управление в сфере образования, на территории  проживания.

 Обращаем внимание, что в соответствии с письмом Рособрнадзора от 16.04.2015 № 02-150 для обучающихся, выпускников прошлых лет, не имевших возможности участвовать в проведении итогового сочинения (изложения) в установленные ранее сроки по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), назначен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) – 19 мая 2015 года. Для участия в написании итогового сочинения (изложения) названные лица не позднее 5 мая 2015 года подают соответствующее заявление в места регистрации на итоговое сочинение (изложение).

 Места  регистрации на итоговое сочинение (изложение) в Кемеровской области в 2014-2015 учебном году для обучающихся, выпускников прошлых лет утверждены приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 31.10.2014 № 1985 «Об утверждении организационной схемы проведения итогового сочинения (изложения) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Кемеровской области в 2014-2015 учебном году».