Государственное Учреждение
«Областной центр мониторинга качества образования»
ГУ ОЦМКО Кемеровская область

icon-hot-lineТелефон горячей линии
8 (3842) 58-70-25
Пн - Пт с 9:00 до 17:00

Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 2016-2017 учебном году:

  • 7 декабря 2016 года;
  • 1 февраля 2017 года;
  • 3 мая 2017 года.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

«Разум и чувство»,

«Честь и бесчестие»,

«Победа и поражение»,

«Опыт и ошибки»,

«Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

 

Cроки информирования о результатах государственной итоговой аттестации, подачи и рассмотрения апелляций при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по обязательным учебным предметам в дополнительный период (сентябрь) 2016 года

Дополнительный период (сентябрь)

Дата экзамена

Экзамен

Сроки обработки экзаменационных работ на региональном уровне

Утверждение результатов ЕГЭ ГЭК Кемеровской области

Официальный день объявления результатов ЕГЭ в Кемеровской области

Сроки подачи апелляций

Сроки рассмотрения апелляций

05.09.2016

русский язык

06.09-08.09

13.09

13.09

14.09

15.09

16.09

08.09.2016

математика базового уровня

09.09

13.09

13.09

14.09

15.09

16.09

14.09.2016

Резерв: русский язык, математика базового уровня

15.09-17.09

27.09

27.09

28.09

29.09

30.09

2015 - 2016

Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 2015 – 2016 учебном году:

  • 2 декабря 2015 года;
  • 3 февраля 2016 года;
  • 4 мая 2016 года.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.

В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы».

Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.   

«Время»– направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом»– направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь»– направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь»– направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы»– направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Темы итогового сочинения (изложения) 3 февраля 2016:

  • 131 Забвение прошлого губительно для человека?
  • 230 Когда Дом нуждается в защите?
  • 326 Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?
  • 421 Путь к самому себе: взлёты и падения.
  • 524 Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?

Темы итогового сочинения (изложения) 2 декабря 2015:

  • 110 Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
  • 204 Война и дом.
  • 312 Можно ли быть счастливым без любви?
  • 408 Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
  • 511 Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?

 

2014 - 2015

Напоминаем, что дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения):6 мая 2015 года.

 Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся, выпускники прошлых лет подают заявление не позднее чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения): до 22 апреля 2015 года.

 Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования.

 В случае отсутствия у образовательной организации среднего профессионального образования, реализующей образовательные программы среднего общего образования, свидетельства о государственной аккредитации обучающиеся регистрируются в образовательной организации, аккредитованной по образовательной программе среднего общего образования.              

Регистрация выпускников прошлых лет для участия в итоговом сочинении проводится в муниципальных органах управления образованием, осуществляющих управление в сфере образования, на территории  проживания.

 Обращаем внимание, что в соответствии с письмом Рособрнадзора от 16.04.2015 № 02-150 для обучающихся, выпускников прошлых лет, не имевших возможности участвовать в проведении итогового сочинения (изложения) в установленные ранее сроки по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), назначен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) – 19 мая 2015 года. Для участия в написании итогового сочинения (изложения) названные лица не позднее 5 мая 2015 года подают соответствующее заявление в места регистрации на итоговое сочинение (изложение).

 Места  регистрации на итоговое сочинение (изложение) в Кемеровской области в 2014-2015 учебном году для обучающихся, выпускников прошлых лет утверждены приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 31.10.2014 № 1985 «Об утверждении организационной схемы проведения итогового сочинения (изложения) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Кемеровской области в 2014-2015 учебном году».

График информирования о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2016 году в Кемеровской области

Дата экзамена

Экзамен

Официальный день объявления результатов ГИА на региональном уровне

Дополнительный этап (сентябрь)

05.09. 2016

Математика

17.09. 2016

07.09. 2016

География, история, биология, физика

20.09. 2016

09.09. 2016

Иностранные языки

20.09. 2016

12.09. 2016

Русский язык

24.09. 2016

14.09. 2016

Обществознание, химия, информатика и ИКТ, литература

27.09. 2016

15.09. 2016

Резерв:

Русский язык, математика

27.09. 2016

16.09. 2016

Резерв:

Обществознание, химия, информатика и ИКТ, литература, география, история, биология, физика, иностранные языки

28.09. 2016